Пресса
Этот дьявольски точный образец материализации человеческого сна составил беспощадный, безжалостный час в жизни зрителей. Он полон завораживающей, подкрадывающейся красоты
The Times
Общий эффект от спектакля необыкновенно острый: пугающий и возбуждающий одновременно- он оставляет аудиторию замершей в своих креслах, с перехваченным дыханием
The Guardian
Театр из Москвы распахнул окно времени. Окно в мир невыразимого словами изумления. Никогда еще за время всего фестиваля Zuercher Theater Spektakel 2000 публика не была так единодушна как в этот вечер
Zeitung
От точности движения актеров захватывает дух. Время от времени кажется, что закон тяготения перестает действовать
Metropol
Potsdamer Neueste Nachrichten
Краткость спектакля (один час), немногочисленность участников (два мима), тщательно разработанный образный язык - всё это делает из "Игрушек Бертрана" продукт, made in Russia, но готовый для экспорта. Уж чего не отнимешь у Blackskywhite, так это профессиональных умений.
Le Monde
Атмосфера, сумеречная пустота, умело поставленный свет, два исполнителя, обладающие неоспоримой притягательностью и способные к превращениям и самоумножению… Жанр определить невозможно. Настоящие виртуозы движения и пантомимы, они создают мир захватывающих миражей, образы которого порождены предельным напряжением чувств. Оба актера увлечены как будто тем, что заманивают зрителей в западню иллюзии, делая из нее механическую,заводную игрушку. Зрелище странное и обескураживающее, можно даже сказать тревожное; его ядовитое очарование
возникает, прежде всего, для тех, кто подвластен влиянию призраков и у кого кружится голова от воздействия эффектов, связанных с беспрецедентной техникой. Эти "игрушки Бертрана", заставляющие порой подумать о канатоходцах, идущих над бездной, вызывают у нас мучительное чувство. Этот спектакль не имеет аналогов.
Le Dauphinй
Мир ночного кошмара созданный актерами Марчеллой Солтан и Андреем Ивашневым из московского театра черноеНЕБОбелое проникает в вас передаваясь от их фантастических движений и завораживающей музыки. Подобный игрушечному театру дающему свое представение при одиноком свете луны этот магический, радикальный и вполне абстрактный образец театра движения выпускает на волю своих монструозных клоунов. Работая в одном составе уже много лет этот театр создал зрелище невероятной остроты восприятия, которое оставляет аудиторию в состоянии шока- испуганной и взволнованной
The Scotsman
Марчелла Солтан абсолютно владеет своим телом- каждой мышцей, связкой, суставом что молниеносно переходит от мертвой неподвижности брошенной игрушки к немыслимой механической скорости движения. Кажется что она способна разъединять части своего тела и менять их местами. Ее образы можно сравнить с монстрами и демонами из босховского ада... Это тот старый ночной кошмар который с возрастом пугает вас все сильнее. Пожалуй слово «понравилось» неприменимо к этому спектаклю, но образы и техника исполнения поразительны и незабываемы.
The HERALD
Игрушки Бертрана не имеют ничего общего с милыми детскими историями об игрушках оживающих в пустой детской. Это очень- очень страшный спектакль. Возможно он не научит вас жить, но совершенно точно покажет как не стоит умирать. Этот спектакль полон соблазнительной красоты так, что когда вы смотрите его, вам кажется, что вас заманивают в ловушку которой вы не можете сопротивляться.
The Guardian 10.01.01
Театральное пространство становится у черноеНЕБОбелое пронзительно ужасным, искусственным двойным миром, сюрреальной экспедицией...
Theater der Zeit
Игрушки Бертана оперируют с нашими основными страхами, отражают древние мифы о демонах и сказочных чудовищах.Театр черноеНЕБОбелое способен воссоздать этот мир потрясающще реалистическим образом, в том числе технически совершенно. Особенно хочется выделить актрису возможности которой кажется не имеют границ
DagbladvanhetNoorden
Московская группа черноеНЕБОбелое была самым последовательным театром и, без сомнения не случайно была приглашена сразу с двумя спектаклями... В Здесь Был СССР, театр черноеНЕБОбелое наводит мосты между Носферату и Большим театром.
Junge Welt
Несомненно, это был виртуозный и производящий сильный эффект пластический театр. Марчелла Солтан и Андрей Ивашнев играют так, как- будто их тела повинуются другим законам, будто бы они невесомы. Прекрасно, фантастично и немного в духе мистерии.
Mгrkische Allgemeine Zeitung
Спектакль переносит зрителя в мир подсознания, одновременно притягивающий и опасный, словно заманивающий зрителя в ловушку. Он необыкновенно красив, но это красота ужаса... Со спектакля "Игрушки Бертрана" зрители выходили словно в наркотическом трансе. Отсутствие дискуссии в клубе после спектакля был чем-то небывалым- в истории фестиваля такого еще не было
Przeglad Polski
Не хватило слов, чтобы рассказать о спектакле не использующем слова... Для большинства молодых зрителей не существует язык критики способный выразить бессловесную сценическую акцию российского театра
Gazeta Wyborcza
Испытание редкого чувства погружения в собственное "Я", достижения самыхдалеких закоулков лабиринта личности- так большинство зрителей описывало свои чувства. На сцене происходило нечто невообразимое. Двое актеров в удивительных, деформирующих тела костюмах исполняли перед моими глазами сверхудивительный танец- смерти?, жизни? Я не могла сдержать своего страха перед ними. Движение их было настолько суггестивным- можно было узнать всю правду о человеческой жизни. Форма театра, которую представляет черноеНЕБОбелое, обладает огромной силой влияния; благодаря отсутствию слов он обращается непосредственно к сфере человеческих эмоций. Эхо этого спектакля будет звучать в людях видевших его еще долгое время.
Poglad
"Игрушки Бертрана" поразили зрителей своей необычайной атмосферой, совершенно неправдоподобным совершенством актерской техники вместе с прецизионной конструкцией спектакля. С каждой новой сценой спектакль становился все сильнее... одним из персонажей спектакля становился Ужас. Рожденный беспокойством нашего времени, вырастающий из ощущения тупика он заполнял сцену...
Slowo Polskie
...Если главный предмет вашего жизненного поиска- собственное "Я", приходите в в театр "черноеНЕБОбелое", самый страшный и самый искренний из московских театров...
В театре всего лишь два актера, Андрей Ивашнев и Марчелла Солтан, но вам об этом никогда не догадаться. Их человеческая, сверхъестественно человеческая (и потому пугающая) пластика порождает множество абсолютно разных персонажей- иной раз откуда-то из мрака может вынырнуть даже двухголовое существо. .. Из недочеловеков-недодьяволов, кровососов в плену собственной паутины, неумолимо прорстает ужас перед тьмой, которая угадывается за социальной маской каждого среднего человека.
Moskauer Deutsche Zeitung
Безмолвный страх замораживающий кровь в жилах обрушился на зрителей пришедших на представление "Здесь был СССР". И это не чувство вызвано не сценами ужасов и не зловещими рассказами об убийстве малолетних. Актеры театра черноенебобелое достигают поразительного эффекта не произнося ни единого слова. Воздействие на зрителя оказывают движение и мимика. Многие зрители после спектакля восклицали "Это невероятно".
Monitor (Sofia)
Без текста и сюжета, в пластических образах (надо сказать виртуозно воплощаемых) Марчелла Солтан и Андрей Ивашнев как будто представляют нам генетическую память о стране, которой больше нет, но от которой остались и люди и культура и литература, и дух - в потаенных уголках сознания. "Высокое напряжение"- так называется одна из пьес Андрея Платонова, и такова же атмосфера спектакля- мучительная, страшная ...и чарующая. Платонов, пожалуй, более всего угадывается в "прекрасном косноязычии" персонажей. Но и Петров-Водкин, и Замятин , и Филонов тоже. Былая идеологическая и историческая общность обеспечивает адекватность восприятия спектакля в бывших социалистческих странах в первую очередь, но и те кого миновала чаша сия, вглядываются в это искаженное страданиями зеркало с узнаванием, ибо оно универсально в глубинном познании человеческого существа.
Русская Мысль (Париж)
Это было чем-то из ряда вон выходящим. Описать магию движений актера Андрея Ивашнева можно с помощью сказок Гофмана: представьте себе, что перед вами оживают герои новелл " Песочный человек" или "Повелитель блох". Человек на ваших глазах претерпевает превращение, теряя антропоморфный образ: словно чародей велит ему стать куклой, деревом, горшком... Вы присутствуете при этих превращениях, у вас буквально захватывает дух- речь идет не окаких-то фокусах или цирковых трюках, а о тонком и точном перевоплощении.
Москва
черноеНЕБОбелое альтернативен всем существующим в России театрам. Спектакли его лишены малейшей условности. Они обращаются к подсознательному, поэтому зрительское восприятие происходящего должно быть абсолютно безусловным. С первых же секунд публика попадает в непрерывный поток спектакля... Режиссер балансирует на грани кино и театра, ему удается проникнуть в трещину между этими мирами. Не только проникнуть, но и обжить ее. Он добивается небывалого даже для кинематографа эффекта присутствия...
Арюпин стремится преодолеть театр. Он подходит к нему со стороны "нечеловека". Сквозь "нечеловеческие" дебри, сонмище иррационального, безграничный хаос, разлад с телом, омерзение и страх он обретает человеческое...
Умопомрачительная пластика Солтан и Ивашнева являет взору то карликов, то гигантов, то двухголовых, то двухтелесных, то вообще нечто неописуемое, апокалиптическое. Кажется, что актеры лишены скелетов, мышц. Их тела действуют по совершенно иным, "нечеловеческим законам".
Московская правда
В этом страшном зазеркалье живут поистине апокалиптические существа. Их тела искривляются и трансформируются в гипнотическом ритме спектаклей. Актеры и вся атмосфера представления поглощают зрителя подобно черной дыре в космосе, Но вот зеркало убрано- публика возвращается из зазеркалья подсознания, из этой пугающей империи. Пугающей, но все же своей собственной. Ведь зрителю просто помогли извлечь наружу его же потаенное.
Амадей