Музыка: Дм Шостакович, Diamanda Galas, Coil, Art Zoyd, Schnitzler&Thomasius
Премьера 1994 г., Москва
Продолжительность 55мин
Спектакль удостоен следующих наград
Приз "Золотая Карета" (за лучшую актерскую работу), фестиваль КОНТАКТ 97 (Торунь, Польша);
Furder Prize - ( артистическое совершенство- «актриса разработала новый театральный язык, который делает уникальными ее выразительные возможности, экспрессивность и силу воображения»)- главный приз фестиваля Zuercher Theater Spektakel 2000 (Цюрих, Швейцария);
Prix de la Critique- “ мастерство этого театра позволило сконденсировать в каждом образе всю историю театра движения от Дебюро до современных форм, включая театр иллюзии.”- главный приз фестиваля MIMOS 2001 (Периге, Франция);
Спектакль создавался непосредственно после распада СССР и прозвучал эхом разрушения этого огромного здания. "Страна моя погибла, но люди остались"- речь идет только о людях и поэтому вы не найдете ни идеологических, ни политических, ни даже исторических аллюзий.
В одночасье исчезло здание которое двести пятьдесят миллионов человек уверенно называли домом. Может быть оно было малопривлекательным со стороны и неудобным изнутри, для кого-то оно было тюрьмой. Кто-то обрадовался его исчезновению, а кто-то не смог это пережить. Мы не оцениваем этот факт, мы его просто экспонируем, мы хотим, чтобы это не было забыто- "БЫЛА ТАКАЯ СТРАНА"
Когда мир окружающий начинает обманывать тебя, что может быть тяжелее и страшнее?
Когда, не в силах уклониться от навязанного тебе пути, ты бежишь навстречу закрытому мешковиной будущему, которое уже не является временем, что может остановить тебя или примирить с этим бегом?
Как назвать страх, которыйприходит и кружится в твоем сердце вытаптываякольцо незарастающее никогда?
Как назвать слепое состояние, без возможности откинуться и проследить за морщиной на лбу, когда ты наполовину ждешь,что тебе скажут « Пошел вон »?
....если я скажу тебе, что все это имеет вкус пустоты- что тебе до того? Страна моя погибла, но люди остались. Мир, окружающий меня изнутри и снаружи, изменился и если бы душа моя была со мной он давно убил бы меня, а так, послушай:
...с неба спускались какие то провода и часть их неряшливо ржавела раскачиваясь над землей как мертвые волосы, часть же каким то образом вкапывалась в землю. Как это происходило,- клянусь, никогда не видел и даже в переполненной сплетнями Москве не слышал ни одной версии. Ни тревоги, ни любопытства они ни у кого не вызывали и лишь непривязчивый городской сумасшедший цеплял за них тетрадные листы с переписанными детским почерком баснями Крылова...
Приехала синяя машина привезла холод и голод.
Все теперь поросло бедой, и спасаясь от настырного сопения ветра старательно обсасывающего каждую крупинку больного города, я выбирался на мягкие холмы в изобилии вспухавшие теперь вокруг замерших и насмерть замерзших новостроек, тщательно выбирая место свободное от родимых пятен, устраивался на час или больше понаблюдать за горизонтом. На месте, где когда-то земля и небо образовывали неразрывную спайку, уже давно была длинная почти ровная трещина, и пристально вглядываясь в нее я пытался различить движение подобное движению наблюдающего глаза. Если мне удавалось убедить себя, что это действительно так, и кто-то за нами присматривает, то я спускался с холма легко перепрыгивая через сочные, свежие разломы напрягавшейся земли. Если нет, то я сидел долго, до тех пор пока из щели заменяющей теперь горизонт не натягивало безобразной непрочной темноты. На ветру она скатывалась неряшливыми комками в которых я полностью терял ориентировку, и, проваливаясь временами по пояс выбирался в сторону города.
Трудно поверить, что все окружающее меня теперь не было таким всегда.
Еще со времен Дягилева и его танцовщиков Россия известна тем, что вне зависимости от государственного строя из нее выходят замечательные танцоры. Оба актера театра "черноеНЕБОбелое", Марчелла Солтан и Андрей Ивашнев, создали свой стиль, соединяющий пантомиму с традиционным танцевальным театром, но радикально отличающийся от любой доступной для понимания формы движения. Оно оказывает сильное и пугающее воздействие... В воображении возникает бесконечный ландшафт, напоминающий сталинскую архитектуру, с крутящимися людьми отбрасывающими огромные тени... В процессе движения, где каждая рука предметна и производит впечатление отделенной от тела, где иллюзия и превосходное владение телом имитируют двух действующих лиц там, где может только одно, или делают неотличимым вид человека спереди и сзади... Результатом является кабинет абсурда с отчаянно бодрыми куклами-калеками без голов или с двумя головами, манекенами и гримасничающими палачами, которые все еще хотят браться за дело, хотя заказ давно отменен... "Здесь был СССР" в высшей степени удачное завершение для такого конструктивного и вызывающего самые противоположные мнения театрального фестиваля.
Potsdamer Neueste Nachrichten
Без текста и сюжета, в пластических образах (надо сказать виртуозно воплощаемых) Марчелла Солтан и Андрей Ивашнев как будто представляют нам генетическую память о стране, которой больше нет, но от которой остались и люди и культура и литература, и дух - в потаенных уголках сознания. "Высокое напряжение"- так называется одна из пьес Андрея Платонова, и такова же атмосфера спектакля- мучительная, страшная ...и чарующая. Платонов, пожалуй, более всего угадывается в "прекрасном косноязычии" персонажей. Но и Петров-Водкин, и Замятин , и Филонов тоже. Былая идеологическая и историческая общность обеспечивает адекватность восприятия спектакля в бывших социалистческих странах в первую очередь, но и те кого миновала чаша сия, вглядываются в это искаженное страданиями зеркало с узнаванием, ибо оно универсально в глубинном познании человеческого существа.
Русская Мысль (Париж)
Театральное пространство становится у черноеНЕБОбелое пронзительно ужасным, искусственным двойным миром, сюрреальной экспедицией...
Theater der Zeit
Московская группа черноеНЕБОбелое была самым последовательным театром и, без сомнения не случайно была приглашена сразу с двумя спектаклями... В Здесь Был СССР, театр черноеНЕБОбелое наводит мосты между Носферату и Большим театром.
Junge Welt
Испытание редкого чувства погружения в собственное "Я", достижения самых далеких закоулков лабиринта личности- так большинство зрителей описывало свои чувства. На сцене происходило нечто невообразимое. Двое актеров в удивительных, деформирующих тела костюмах исполняли перед моими глазами сверхудивительный танец- смерти?, жизни? Я не могла сдержать своего страха перед ними. Движение их было настолько суггестивным- можно было узнать всю правду о человеческой жизни. Форма театра, которую представляет черноеНЕБОбелое, обладает огромной силой влияния; благодаря отсутствию слов он обращается непосредственно к сфере человеческих эмоций. Эхо этого спектакля будет звучать в людях видевших его еще долгое время
Poglad